Крестьяне по подписке

как работает онлайн-ферма в Нижегородской области

17 февраля 2018 г.

Проект "Телефермер", который придумали представители двух поколений предпринимателей из Москвы, похож на онлайн-игру "Веселый фермер": владелец выращивает животных и следит за ними в Сети. Разница лишь в том, что мясо можно съесть

Младший брат Илона Маска Кимбал убежден, что в ближайшие десять лет тысячи представителей поколения Y, уставшие от мира технологий и лишенные живого общения, покинут офисы и начнут работать на фермах, производя экологически чистые продукты. Его проект Square Roots пропагандирует развитие городских вертикальных огородов, на которых овощи, зелень и фрукты выращиваются внутри помещений. При этом грядки располагаются не горизонтально на поверхности земли, а вертикально, напоминая полки большого шкафа.

Друзья детства Владислав Павлов и Михаил Зимин вдохновились идеями Кимбала Маска, но выращивать в Москве еду они не рискнули — нашли другой способ приблизить город к деревне. Их привлекла идея компании My Farm из Великобритании. Британцы предлагают горожанам арендовать участки земли в графстве Кембриджшир, следить за выращиванием овощей и получать к столу еду с собственной грядки.

56-летний Дмитрий Павлов — из числа первых советских предпринимателей, он занимается бизнесом с 1989 года, сейчас у него 40% в компании "Антарес" (поставляет пластиковые окна, производит комплектующие из пластмассы и алюминия и сэндвич-панели; согласно данным СПАРК, выручка в 2016 году составила 842 млн руб.). Несколько лет назад перед Павловым возникла дилемма, как передать капитал сыну: отдать часть предприятия, в работе которого тот не разбирается, или деньги на счету в банке. Оба варианта ему не нравились. И он решил оставить сыну более важную вещь: знания о строительстве бизнеса с нуля.

У Владислава Павлова, родившегося в том же 1989 году, уже был небольшой бизнес-опыт. Будучи студентом, выпускник МГТУ им. Баумана вместе с другом детства и соучеником Михаилом Зиминым владел кофейными автоматами в Московском государственном педагогическом университете.

Два года назад друзья предложили Павлову-старшему новую бизнес-идею — зарабатывать на онлайн-фермерстве для занятых горожан. По аналогии с My Farm купить землю, выращивать овощи, но не просто продавать их, а предложить людям вступить в кооператив и инвестировать в сельское хозяйство на ранних стадиях, получая доходы в натуральном виде.

Павлову-старшему идея понравилась. Он убежден, что не за горами глобальный кризис, подобный американской Великой депрессии, который переживут только те, кто обеспечит себя продовольствием. Он вложил более 15 млн руб. инвестиций в стартап сына и его друга "Телефермер". Деньги пошли на покупку 60 га земли в Навашинском районе Нижегородской области, строительство дома, скотного двора и дороги, выкорчевывание деревьев, зарплату персонала.

Сначала предприниматели пробовали выращивать овощи: кукурузу, картошку, горох и топинамбур. Но выжил только топинамбур. "Земля не кубанская, много возни, а выхлопа мало", — объясняет Дмитрий Павлов. Топинамбур, растущий как сорняк, оставили и теперь дают его как подкормку скоту. Поэтому от идеи сдавать горожанам грядки под овощи отказались почти сразу, решили сосредоточиться на животноводстве.

Но неурожай был самой несущественной проблемой. Местные жители невзлюбили новых соседей-москвичей и писали жалобы в районную администрацию: им не понравился забор и строения на территории, которую они считали общей. "К нам выстраивалась очередь из сотрудников Роспотребнадзора, Россельхознадзора, прокуратуры и полиции. Удалось отбиться, но я столько проверок за всю свою бизнес-деятельность не видел", — вспоминает Павлов-старший.

Найти надежных сотрудников тоже оказалось тяжело — кадровая проблема не решена по сей день. На "Телеферме" работают десять человек, в основном деревенские жители, но надеяться на них нельзя — необходим постоянный контроль. "То скотник запьет, то управляющий схалтурит или поругается с рабочими", — жалуется Павлов-старший. Павлов-младший и Михаил Зимин перебрались на ферму жить и появлялись в Москве только по выходным. "Все надо ухватывать: от финансов до общения с госорганами. Иначе все развалится от малейшего ветерка", — сетует Дмитрий Павлов.

Сейчас на ферме живут десять поросят, два барана, 50 куриц, шесть бычков. Горожане-клиенты наблюдают за тем, что происходит на ферме, получая изображение с веб-камер. За животными ухаживают сотрудники, но ради развлечения пользователи могут покормить, например, поросят, нажав кнопку на сайте и наблюдая за их трапезой: сигнал поступает на ферму, и скотник идет кормить животных. Конечно, обычно скотину кормят по графику, так что клиенты этой возможностью не злоупотребляют. ​У горожан есть возможность приехать и увидеть все, что происходит на ферме, собственными глазами. Но путь неблизкий и занимает от шести часов езды на автомобиле из Москвы.

Пока клиентов у "Телефермера" всего 25 — первые появились около полугода назад. В основном это знакомые предпринимателей. Чтобы приобрести животных, нужно вступить в кооператив, заплатив символический членский взнос — 10 руб. Затем пользователь вносит деньги на свой счет, с которого списывается плата за животных и их содержание. Стоимость животных зависит от возраста и веса. Средняя цена курдючного барана — 7 тыс. руб., двухмесячного поросенка — 4 тыс. руб., полугодовой бык абердин-ангусской породы стоит минимум 30 тыс. руб., 10 цыплят — 1 тыс. руб. По просьбе заказчика и за дополнительную плату для кур строят отдельные мини-курятники. Павлов-старший рассчитывает, что дома для кур будут пользоваться особым спросом, ведь экологически чистые яйца нужны всем. На ферме есть уже семь таких куриных домов. Также клиентам необходимо покупать животным корм — содержание десяти куриц обходится в 1,5 тыс. руб. в месяц, поросенка — в 2,5 тыс. руб.

Светлана Романова, Николай Гришин

Источник: https://www.rbc.ru/own_business/17/02/2018/5a869b709a79473804f2591a

© 2024 Ермачков В. А.